31. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
31.1. Техническое состояние и оборудование транспортных
средств должны соответствовать требованиям стандартов, каса-
ющихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей сре-
ды, а также правил технической эксплуатации, инструкций пред-
приятий-изготовителей и другой нормативно-технической докумен-
тации.
31.2. Запрещается эксплуатация троллейбусов и трамваев
при наличии какой-либо неисправности, указанной в правилах тех-
нической эксплуатации этих транспортных средств.
31.3. Запрещается эксплуатация транспортных средств (с
изъятием номерных знаков):
а) в случае их изготовления или переоборудования с нару-
шением требований действующих стандартов, правил и нормативов,
касающихся безопасности дорожного движения;
б) если они не прошли государственный технический осмотр
или не имеют талона о его прохождении;
в) если номерные знаки не отвечают требованиям соответ-
ствующих стандартов;
г) в случае оборудования без разрешения Госавтоинспекции
специальными звуковыми и световыми сигналами;
д) если номера узлов и агрегатов не соответствуют записям
в регистрационных документах.
31.4. Запрещается эксплуатация транспортных средств с
изъятием номерных знаков при наличии следующих технических не-
исправностей и условий:
31.4.1. Тормозные системы:
а) изменена конструкция тормозных систем, применены тор-
мозная жидкость, узлы или отдельные детали, не предусмотренные
для данной модели транспортного средства или не отвечающие тре-
бованиям предприятия-изготовителя;
б) во время дорожных испытаний не соблюдаются следующие
нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой:
Тип транспортного средства Тормозной путь, м,
не более
легковые автомобили и их модификации
для перевозки грузов...............................12,2 (14,5)
автобусы с разрешенной максимальной
массой до 5 т включительно.........................13,6 (18,7)
то же, свыше 5 т..................................16,8 (19,9)
грузовые автомобили с разрешенной
максимальной массой до 3,5 т
включительно.......................................15,1 (19,0)
то же, от 3,5 до 12 т включительно................17,3 (18,4)
то же, свыше 12 т.................................16,0 (17,7)
автопоезда, тягачами которых
являются легковые автомобили и их
модификации для перевозки грузов...................13,6 (14,5)
автопоезда, тягачами которых являются
автобусы с разрешенной максимальной
массой до 5 т включительно.........................15,2 (18,7)
то же, свыше 5 т..................................18,4 (19,9)
автопоезда, тягачами которых являются
грузовые автомобили с разрешенной
максимальной массой до 3,5 т
включительно.......................................17,7 (22,7)
то же, от 3,5 до 12 т включительно...............18,8 (22,1)
то же, свыше 12 т.................................18,4 (21,9)
двухколесные мотоциклы и мопеды....................7,5 (7,5)
мотоциклы с прицепом...............................8,2 (8,2)
Примечания: 1. Значения тормозного пути для транспортных
средств, производство которых было начато до
1 января 1981 г. приведены в скобках.
2. Испытание рабочей тормозной системы прово-
дится на горизонтальном участке дороги с ров-
ным, сухим, чистым цементно- или асфальтобе-
тонным покрытием при начальной скорости тор-
можения: 40 км/ч - для автомобилей, автобусов
и автопоездов; 30 км/ч - для мотоциклов, мо-
педов по методу однократного воздействия на
органы управления тормозной системой. Резуль-
таты испытания считаются неудовлетворительны-
ми, если при торможении транспортное средство
разворачивается на угол более 8 или занимает
полосу движения более 3,5 м.
3. Тормозной путь измеряется с момента нажа-
тия на тормозную педаль (рукоятку) до полной
остановки транспортного средства.
в) нарушена герметичность гидравлического тормозного при-
вода;
г) нарушение герметичности пневматического или пневмогид-
равлического тормозного привода приводит к падению давления
воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа
(0,5 кГс/кв.см.) за 15 мин при приведении в действие органов
управления тормозной системой;
д) не работает манометр пневматического или пневмогидрав-
лического тормозного привода;
е) стояночная тормозная система не обеспечивает неподвиж-
ное состояние:
транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне не
менее 16 %;
легковых автомобилей, их модификаций для перевозки гру-
зов, а также автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне не
менее 23 %;
грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состо-
янии - на уклоне не менее 31 %;
Примечание. При испытании стояночной тормозной системы
двигатель должен быть отключен от трансмис-
сии.
У) не замыкается рычаг (рукоятка) стояночной тормозной
системы в рабочем положении;
31.4.2. Рулевое управление:
а) суммарный люфт в рулевом управлении превышает следу-
ющие предельные значения:
тип транспортного средства предельное значение суммарного
люфта, град, не более
легковые автомобили и созданные на
их базе грузовые модификации и автобусы............10
автобусы........................................20
грузовые автомобили.............................25
б) имеются не предусмотренные конструкцией ощутимые вза-
имные перемещения деталей и узлов рулевого управления или пере-
мещения их относительно кузова (шасси, кабины, рамы) транспор-
тного средства; нарезные соединения не затянуты или надежно не
зафиксированы;
в) поврежден или отсутствует предусмотренный конструкцией
усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (на мотоцик-
лах);
г) в рулевом управлении установлены детали со следами ос-
таточной деформации и другими дефектами, а также применены де-
тали и рабочие жидкости, не предусмотренные для данной модели
транспортного средства или не отвечающие требованиям предпри-
ятия-изготовителя.
31.4.3. Внешние световые приборы:
а) количество, тип, цвет, размещение и режим работы внеш-
них световых приборов не отвечают требованиям конструкции
транспортного средства;
б) нарушена регулировка фар;
в) не горит левая фара в режиме ближнего света;
г) на световых приборах нет рассеивателей или используют-
ся рассеиватели и лампы, не отвечающие типу данного светового
прибора;
Примечания: 1. Мотоциклы (мопеды) могут быть дополнитель-
но оборудованы одной противотуманной фарой,
другие механические транспортные средства -
двумя. Противотуманные фары должны размещать-
ся на высоте не менее 250 мм от поверхности
дороги (но не выше фар ближнего света) сим-
метрично относительно продольной оси тран-
спортного средства и не далее 400 мм от внеш-
него габарита по ширине.
2. Разрешается устанавливать на транспортных
средствах один или два задних противотуманных
фонаря красного цвета на высоте 400 - 1200 мм
и не ближе 100 мм до фонарей сигнала торможе-
ния.
3. Включение противотуманных фар, задних про-
тивотуманных фонарей должно осуществляться
одновременно с включением габаритных огней и
освещением номерного знака.
4. На легковом автомобиле и автобусе разреша-
ется устанавливать один или два дополнитель-
ных немигающих сигнала торможения красного
цвета на высоте 1150 - 1400 мм от поверхности
дороги.
5. На транспортных средствах, снятых с произ-
водства, можно устанавливать внешние световые
приборы от транспортных средств других соот-
ветствующих марок и моделей.
31.4.4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового
стекла:
а) не работают стеклоочистители;
б) не работают предусмотренные конструкцией транспортного
средства стеклоомыватели;
31.4.5. Колеса и шины:
а) шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту ри-
сунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1,0 мм,
автобусов - 2,0 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм;
Примечание. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной
высоты рисунка протектора шин, аналогичные
нормам для шин автомобилей-тягачей.
б) шины имеют местные повреждения (порезы, разрывы и
т.п.), оголяющие корд, а также расслоение каркаса, отслоение
протектора и боковины;
в) шины по размеру или допустимым нагрузкам не соответ-
ствуют модели транспортного средства;
г) на одну ось транспортного средства установлены диаго-
нальные шины вместе с радиальными, а также шины, имеющие разный
рисунок протектора;
д) на переднюю ось транспортного средства установлены ра-
диальные шины, а на другую (другие) - диагональные;
е) на передней оси автобуса, выполняющего междугородные
перевозки, установлены шины с восстановленным протектором, а на
других осях - шины, восстановленные по второму классу ремонта;
У) на передней оси легковых автомобилей и автобусов (кро-
ме автобусов, выполняющих междугородные перевозки) установлены
шины, восстановленные по второму классу ремонта;
ж) отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины
диска и ободов колес;
31.4.6. Двигатель:
а) содержание вредных веществ в отработавших газах или их
дымность превышают установленные нормы;
б) негерметична топливная система;
в) неисправна система выпуска отработавших газов;
31.4.7. Прочие элементы конструкции:
а) отсутствуют предусмотренные конструкцией транспортного
средства стекла, зеркала заднего вида;
б) не работает звуковой сигнал;
в) установлены на стекло дополнительные предметы или на-
несены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя и
ухудшающие его прозрачность. Разрешается применять тонированные
стекла промышленного изготовления (кроме зеркальных), светопро-
пускание которых отвечает требованиям ГОСТ 5727-88;
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей
и автобусов могут быть прикреплены прозрачные
цветные пленки. Разрешается использовать за-
навески на боковых окнах автобусов.
г) не работают предусмотренные конструкцией замки дверей
кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры
горловин цистерн и топливных баков, механизм регулирования по-
ложения сиденья водителя, аварийные выходы, устройства для при-
ведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр,
тахограф, устройство для обогрева и обдува стекла;
д) разрушен коренной лист или центральный болт рессоры;
е) неисправны тягово-сцепное или опорно-сцепное устрой-
ство тягача и прицепного звена, а также предусмотренные их
конструкцией страховочные тросы (цепи). Есть люфты в соединени-
ях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа;
У) отсутствует предусмотренный конструкцией бампер или
заднее защитное устройство, грязезащитные фартухи и брызговики;
ж) отсутствуют:
на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесном
тракторе - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной
остановки или мигающий красный фонарь;
на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой
свыше 3,5 т и в автобусах с разрешенной максимальной массой
свыше 5 т - противооткатные упоры (не менее двух);
на мотоцикле с боковым прицепом - медицинская аптечка,
знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);
Примечание. Аптечка, перечень медикаментов которой уста-
навливается Минздравом для соответствующего
типа транспортного средства, и огнетушитель
должны быть в закрепленном состоянии в мес-
тах, определенных предприятием-изготовителем.
Если конструкцией транспортного средства эти
места не предусмотрены, аптечка и огнетуши-
тель должны находиться в легкодоступных мес-
тах, кроме багажника легкового автомобиля. В
автобусе один огнетушитель должен быть в ка-
бине водителя, второй - в пассажирском салоне.
з) отсутствуют ремни безопасности и подголовники в тран-
спортных средствах, где их установка предусмотрена конструкци-
ей;
и) ремни безопасности не в рабочем состоянии или имеют
видимые надрывы на лямках;
i) на мотоцикле нет предусмотренных конструкцией дуг бе-
зопасности;
к) на мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструк-
цией подножек, на седле - поперечных рукояток для пассажира;
Примечание. При возникновении неисправностей, перечислен-
ных в пунктах 31.4.4 ("а", "б"), 31.4.6 ("б",
"в"), 31.4.7 ("а", "У" - "к") настоящих Пра-
вил, номерные знаки не изымаются.
31.5. При возникновении в дороге неисправностей, указан-
ных в пункте 31.4 настоящих Правил, водитель должен принять ме-
ры к их устранению, а если это сделать невозможно - двигаться к
месту стоянки или ремонта, соблюдая меры предосторожности с вы-
полнением требований пунктов 9.9 и 9.11 настоящих Правил.
31.6. Запрещается дальнейшее движение транспортных
средств, имеющих недействующую рабочую тормозную систему, не-
действующее рулевое управление, поврежденное тягово-сцепное ус-
тройство автопоезда, а в темное время суток на дорогах без ис-
кусственного освещения или в условиях недостаточной видимости -
если фары и задние габаритные огни не горят, в дождь или снего-
пад - если не действуют стеклоочистители со стороны расположе-
ния руля.
Примечание. Недействующими считаются рабочая тормозная
система или рулевое управление, которые не
дают водителю возможности остановить тран-
спортное средство или осуществить маневр при
движении с минимальной скоростью.
31.7. Запрещается эксплуатация транспортного средства пу-
тем доставки его на штрафную площадку в случае, если:
а) оно не зарегистрировано в установленном порядке;
б) номера узлов и агрегатов транспортного средства подде-
ланы;
в) номерные знаки отсутствуют или они не соответствуют
записям в регистрационных документах.
_____________________________________________________
отправить бесплатно СМС(SMS), ММС(MMS) на: МТС(ЮМС), Киевстар, Джинс, Диджус, Билайн, ДСС, Голден Телеком
Сайт управляется системой
uCoz
Сайт управляется системой
uCoz